СОРЕВНОВАНИЯ И СУДЕЙСТВО

ЛИЧНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

На Чемпионате мира личные соревнования проводятся по системе прямого выбывания со смешанной формулой, включающей предварительный тур боев в группах, предварительную таблицу прямого выбывания, затем таблицу прямого выбывания на 64 участника для того, чтобы выявить восемь или четыре участника финала, проводимого также по системе прямого выбывания.

Бои в группах предварительного тура проводятся до 5 уколов (ударов), в турах прямого выбывания – до 15 уколов (ударов).

В фехтовании на рапирах и шпагах бои прямого выбывания заканчиваются, когда один из участников нанес 15 уколов или когда 9 минут, отведенные на бой, истекли. Бои состоят из трех частей (раундов) с минутным перерывом между ними. Участник, нанесший большее число уколов, считается победителем.

В фехтовании на саблях первая часть (первый раунд) продолжается до нанесения одним из соперников 8 ударов (уколов). Бой заканчивается, когда один из участников нанес 15 ударов (уколов).

КОМАНДНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

В каждом виде фехтования команды состоят из трех участников с запасным или без запасного. Команда может начать встречу только в полном составе.

На Чемпионате мира команды занимаются места в таблице по их официальной классификации ФИЕ. Команды неквалифицированные занимают последние места в таблице и отбираются жеребьевкой.

Бои в командных соревнованиях проводятся по формуле «эстафета», по которой каждые три участника одной команды встречаются с каждым из трех участников команды-соперницы (9 этапов «эстафеты»). Каждый этап «эстафеты» проводится на 5 уколов (ударов) (5-10-15-20 и т.д.). Максимальное время для каждого этапа –  3 минуты.

Два первых соперника фехтуют до тех пор, пока один из них не нанесет 5 уколов (ударов) в максимально отпущенное время – 3 минуты. Следующая пара соперников фехтует до 10 уколов (ударов) также продолжительностью не более 3 минут. Далее в последующих поединках эстафета продолжается до счета, кратного пяти.

Если по истечении времени в 3 минуты счет, предусмотренный для этого этапа, не достигнут, следующая пара соперников начинает бой с достигнутого счета и фехтует до счета, предусмотренного для данного этапа с максимальным временем в 3 минуты.

Командой-победительницей является та, которая первой добивается максимального результата в 45 уколов (ударов) или та, которая нанесет больше уколов (ударов) в установленное время.

В случае равенства в счете по окончании установленного времени на последнем этапе матча участникам предоставляется дополнительная минута боя, в которой они фехтуют до решающего укола (удара). До возобновления боя арбитр проводит жеребьевку, чтобы определить, кому будет присуждена победа, если счет останется равным после дополнительной минуты. 

СУДЕЙСТВО

Все фехтовальные бои проводит арбитр, который руководит боем, проверяет оружие, одежду и снаряжение участников перед началом каждого боя, присуждает уколы (удары) выносит предупреждения и наказания за нарушения, в соответствии с Правилами.

Для присуждения укола или удара аргументом для арбитра являются лишь показания электронного аппарата, фиксирующего уколы (удары).

Арбитр выполняет свои обязанности при помощи автоматического электрофиксатора уколов и, возможно, с помощью угловых судей (ассистентов), следящих за использованием невооруженной руки, закрыванием пора-жаемой поверхности, уколами в пол при фехтовании на шпагах, выходами за боковые и задние границы поля боя и другими нарушениями, предусмотрен-ными Правилами.

Судейство международных соревнований ведётся на французском языке – официальном языке Международной федерации фехтования (FIE).

Перед началом боя арбитр дает команду «К бою!» («Ан гард!) и после получения ответа на вопрос: «Готовы?» («Эт ву прэ?») – дает команду начать бой: «Начинайте!» («Алле!»). Остановка боя происходит по команде арбитра  «Стой!» («Альт!»). Арбитр присуждает уколы (удары) возгласами: «Напра-во» («Адруат»), «Налево» («Агош»), или не засчитывает, информируя воз-гласом «Не считать!» («Па Конте!»).

Арбитр анализирует схватки и объявляет о своих решениях при помо-щи жестов.

В фехтовании на рапирах и на саблях боевые схватки оцениваются с учетом тактической правоты действий участников поединков. Право атаки имеет фехтовальщик, атакующий противника, не успевающего отразить на-падение или опаздывающего выполнить встречное нападение. Если против-ник парировал атаку, то тактическая правота на выполнение ответного укола (удара) переходит к защитившемуся. Опередить начавшееся нападение уколом или ударом можно контратакой, которая выполняется по времени в пре-делах 120 миллисекунд (в сабле) и быстрее визуально устанавливаемого «темпа» (в рапире). Одновременно выполненные атаки оцениваются арбитром как обоюдные, и нанесенные уколы (удары) не засчитываются.

В фехтовании на шпагах отсутствует тактическая правота действий участников поединков. В случае одновременно зафиксированных нападений уколы присуждаются обоим участникам. Опередить нападение противника можно, если обоюдное действие выполнено быстрее на 40-50 миллисекунд. 

ВИДЕО-АРБИТРАЖ

Применение видеозаписи становится обязательным на Чемпионатах мира и Гран При (этапы Кубка мира) при судействе поединков на рапирах и саблях (необязательным для шпаги).

В конце боя при равном счёте, при присуждении решающего укола в случае одновременного загорания ламп, судья должен обязательно использовать видеозапись.

Один или несколько человек, контролирующие решение судьи, необязательно должны быть членами судейской комиссии. На Чемпионатах мира их назначает главный судья соревнований. На соревнованиях «Гран При» они назначаются представителем судейской комиссии. 
В личных соревнованиях каждый участник может дважды в одном поединке воспользоваться видеозаписью. Если судья принимает решение в пользу запрашивающего видеозапись, то за этим спортсменом остаётся право сохранить свои две возможности обращения к видеозаписи.

В командных соревнованиях участники могут один раз за встречу обратиться к видеоарбитражу и сохранять эту возможность, если судья принимает решение в их пользу.

Когда запрашивается видеозапись, арбитр обращается к представителю ФИЕ, они вместе ее просматривают и после совещания с ним арбитр принимает окончательное решение.

В любой момент представитель ФИЕ имеет возможность попросить судью пересмотреть его решение.

ПОЛЕ БОЯ

Фехтовальщики соревнуются на поле боя, шириной 1,5-2 метра и дли-ной 14 метров. На поле боя хорошо видимым образом наносятся 5 линий, перпендикулярно к  его длине. В центре – средняя линия, линии начала боя – в двух метрах по каждую сторону от средней линии, линии задних границ – через всю ширину поля боя на расстоянии 7 м от средней линии. Кроме того, последние два метра перед линиями задних границ ясно обозначены (отличным от дорожки цветом), чтобы участники могли легко определить свое по-ложение на поля боя.  Если во время боя участник пересечет заднюю границу поля боя, ему засчитывается штрафной укол (удар).

Московская федерация фехтования - крупнейшая региональная федерация фехтования, аккредитованная Департаментом спорта города Москвы и Всероссийской федерацией фехтования для развития этого вида спорта на территории столицы.

Северное Чертаново 806, Москва, 117648, Россия

Email:  infoffm@ya.ru

Тел.: +7 (495) 319-38-64 

© Региональная спортивная общественная организация "Федерация фехтования города Москвы"